Головнина Марина Владимировна сайт воспитателя МДОАУ №107 г.Оренбург

Проект «Удивительные сказки В. Сутеева»

Проект

«Удивительные сказки В. Сутеева»

Подготовила и провела:

воспитатель Головнина М.В.

Проект «Удивительные сказки В. Сутеева»


Актуальность

Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Всегда дети любят смотреть книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры, ассоциативному мышлению, формирует у детей эстетический вкус.

Данный проект разработан для повышения интереса к книге, любви к чтению. Он развивает устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

С творчеством писателя, художника, режиссера и сценариста Владимира Сутеева (1903-1993) знакомы все дети с самого раннего возраста. Очень часто, именно его книжки с иллюстрациями автора становятся первыми для многих малышей не только нашей страны. Его сказки переведены во многих странах. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей.

Владимиру Сутееву принадлежат полюбившиеся детям сказки: «Под грибом»«Кто сказал мяу»«Три котенка»«Мешок яблок»«Цыпленок и утенок»«Разные колеса», и многие другие.

Чем же так нравятся детям сказки Владимира Сутеева? Сюжеты их просты и незатейливы, они понятны даже самым маленьким читателям. Каждая из сказок несет добро и свет, учит настоящей дружбе, порицает трусость, хвастовство и жадность. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки любви к природе, доброты, борьбы со злом и прежде всего в себе.

Владимир Сутеев был необыкновенно талантливым человеком. За свою жизнь он успел подарить маленьким читателям множество своих произведений, иллюстраций, мультфильмов. До сих пор книги с его иллюстрациями особенно любимы детьми и взрослыми. Свой чрезвычайный талант амбидекстра – одинакового и одновременного владения правой и левой рукой, Сутеев отдал на служение детям. Именно для них было предназначено все его творчество и вся его жизнь.

Актуальность проекта в том, что сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 10-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. Дети даже не подозревает, что в сказках ему внушаются все эти педагогические запреты, табу, советы.

Не случайно сегодня сказки используются как педагогами, так и психологами.

Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева.

2.  Формировать основы читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, заголовок).

Развивающие:

1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения.

2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

2. Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность

3.Воспитывать любовь к  сказкам .

Тип проекта: информационно - творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.

Срок реализации проекта: краткосрочный /2 месяца-сентябрь-октябрь/.

 

Этапы реализации проекта

I. Этап: подготовительный

Цель: Постановка мотивации по ознакомлению с творчеством Владимира Сутеева.

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- опрос родителей «Что вы читаете дома с ребенком?»;

- выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта

- составление перспективного плана работы;

- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

II. Этап: основной

Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.

План мероприятий

ОО «Познавательное развитие»:

Рассматривание иллюстраций к сказкам В. Сутеева.

Беседа: «Детский художник – писатель Владимир Сутеев».

Дидактические игры:

 «Отгадай сказку», «Собери и расскажи сказку», «Кто что ест?» «Кто где живет», «Расскажи сказку по картинкам».

Театр на палочках «Под грибом»

 

ОО «Речевое развитие»:

Чтение сказок:

«Кто сказал мяу?», «Под грибом»

«Палочка-выручалочка», «Мешок яблок»

«Петух и краски». «Три котёнка» «Разные колеса», «Кто сказал Мяу»

Загадки по сказкам В. Сутеева.

Пословицы о дружбе. 

Совместная деятельность:

· «Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство со сказкой В. Г. Сутеева «Кораблик».

· Конспект интегрированного занятия по сказке В. Сутеева «Петух и краски»

· Занятие «Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

· Конспект занятия  по сказке В. Сутеева «Под грибом».

· Совместная деятельность  в средней группе «Путешествие по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева».

 

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Рисование по сказкам В. Сутеева: «Гриб»

Раскраска по сказкам «Кораблик» и «Под грибком».

Лепка: «Домашние животные».

Аппликация: «Соберём грибы в корзину».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Настольные  игры: Деревенский двор. и др

Беседы (картотека бесед ).

Ремонт детских книг.

ОО «Физическое развитие»:

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик»,

«Воробышки и кот»,

Пальчиковая гимнастика «Под грибом».

Физкультминутка: «Кошка мягко посмотри ».

Работа с родителями:

Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности.

Родительское собрание: «Сказки – средство универсальное для воспитания и познания»

Сочинение сказки про животных «Для лесной газеты»

Консультация «Воспитание сказкой».

III. Этап: заключительный.

Изготовление лепбука по сказкам Сутеева.

Открытое занятие «Петух и краски»

Обобщающий этап.

В результате совместной деятельности (воспитатели, родители, дети) дети расширили кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций, появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Научились создавать творческие работы на основе прочитанного произведения. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок, театральный центр - масками, макетами, настольно-печатными играми.

Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть – надо только его поискать. А еще, походы в «сказочный» мир разовьют воображение ребенка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества.

Конспект интегрированного занятия  в средней группе. «Знакомство со сказкой В. Г. Сутеева «Кораблик».

Задачи:

1) Познакомить детей со сказкой Сутеева В. Г. «Кораблик» «Речевое развитие»

2) Воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия в сказке. «Речевое развитие»

3) Обеспечивать понимание смысла произведения. . «Речевое развитие»

4) Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей. «Речевое развитие»

6) Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем, умение сопереживать сказочным героям. Активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками. «Социально – коммуникативное развитие»

7)Развивать композиционные умения, учить располагать в аппликации изображение по всему листу. «Художественно-эстетическое развитие»

8) Закреплять приемы вырезания, наклеивать изображение намазывая их клеем.

9)Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества. «Художественно – эстетическое развитие»

Методы и приемы:

- практические (конструирование и вырезание из бумаги)

- наглядные (рассматривание, показ, способ действия)

- словесные (беседа, художественное слово)

Материалы и оборудование: книга В. Г. Сутеева «Кораблик», игрушка «Лягушонок», иллюстрации по сказке «Кораблик», ножницы, картон, цветная бумага, простой карандаш, клей.

Детская деятельность и формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная - физминутка «Две подружки»

Игровая - отгадывание загадок про «Лягушонка»

Познавательно-исследовательская - решение проблемных ситуаций (что нужно сделать лягушонку, что бы помириться с друзьями)

Коммуникативная - беседа по сюжетным картинкам к сказке В. Сутеева «Кораблик», творческий пересказ по картинкам, отгадывание загадки про «Лягушонка», ситуативные разговоры «почему уплыли друзья»

Изобразительная - аппликация «Кораблик для Лягушонка»

Восприятие (художественной литературы и фольклора)- чтение сказки В. Сутеева «Кораблик», ответы на вопросы по содержанию сказки, рассказывание сказки по сюжетным картинкам, обсуждение поступка «Лягушонка».

Организационный момент:

1)Раздается стук.

Воспитатель:- ребята к нам сегодня пришел гость, угадайте кто это?

Загадывание загадки.

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.

(Лягушка)

Достает игрушку лягушонка. Дети заинтересовываются, отгадывают загадку про «Лягушонка»,включаются в деятельность, внимательно слушает и отгадывает загадку.

2) Воспитатель показывает, что лягушонок принес с собой книгу. Чтение сказки «Кораблик».Слушают сказку «Кораблик»,эмоционально реагируют на события сказки, не отвлекается на посторонние предметы.

3) Лягушонок рассказывает, что у него по дороге в детский сад, перепутались все картинки.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и предлагает расставить их по ходу действия сказки. Рассматривают сюжетные картинки по сказке В. С. Сутеева, расставляют их в порядке сюжетной линии сказки. Правильно выполняют последовательность действий героев сказки.

4) Воспитатель задает вопросы по содержанию сказки.

- О ком эта сказка?

- Что придумали друзья?

- Как они строили кораблик?

- Чем закончилась сказка?

Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию сказки «Кораблик» полным ответом.

5) Воспитатель предлагает детям пересказать сказку по сюжетным картинкам. Пересказывают сказку В. С. Сутеева «Кораблик», опираясь на сюжетные картинки, интонационно выделяют действия героев.

6) Воспитатель организует физминутку «Две подружки»

- На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям – физкульт привет.

Выполняют движения согласно тексту физминутки «Две подружки».

7) Воспитатель спрашивает, почему лягушонок загрустил. Он понял, почему уплыли его друзья. (Он их обидел)

-Чем обидел друзей лягушонок. (он смеялся над ними, что они не умеют плавать)

-что нужно сделать лягушонку, что бы помириться со своими друзьями?

(нужно попросить прощение).

Решают проблемную ситуацию «Помоги Лягушонку помериться с друзьями». Отвечают на вопросы, сопереживают героям сказки «Кораблик». Сопереживают сказочным героям

8 )Воспитатель предлагает детям сделать для лягушонка кораблики, что бы он поплыл к своим друзьям и помирился с ними. С детьми проводиться аппликация, где дети наклеивают заготовки корабликов на бутафорскую речку.  Из приготовленных деталей делают аппликацию «Кораблик для Лягушонка»? Выполняют композицию, располагают изображение по всему листу, закрепляют умение пользоваться ножницами.

9 Воспитатель с детьми дарят лягушонку свои кораблики. Лягушонок отправляется к своим друзьям.

Воспитатель спрашивает.-какой урок дети извлекли для себя из этой сказки? Обсуждают свои работы и дарят их «Лягушонку». Активно и доброжелательно взаимодействуют со сверстниками.

Итоговое мероприятие: (выставка детских работ «Кораблики для Лягушонка»)

Конспект интегрированного занятия по сказке В. Сутеева «Петух и краски»

Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе и рисованию.

Задачи:

• познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева.

• Учить связно, последовательно пересказывать небольшую сказку.

• Развивать умение поддерживать беседу.

• Закрепить знание названий ранее изученных сказок.

• Развитие творческого мышления, фантазии, воображения, памяти.

• Развивать чувство цвета, умение раскрашивать рисунки красками.

• Совершенствовать технику владения кистью;

• Воспитывать аккуратность при закрашивании.

Методы:

• игровой;

• коммуникативный;

• словесный;

• наглядный;

• самостоятельной работы;

• здоровьесберегающий;

• частично поисковый;

• методы самоконтроля.

• рефлексия настроения.

Воспитатель: Ребята, у меня в сундучке лежит сюрприз. Попробуйте отгадать, что там лежит. А поможет вам загадка:

Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нет ни ног, нет ни рук,

А приходит в дом, как друг.

На колени маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет. (книга)

Правильно ребята, это книга.

Книги — наши верные и мудрые друзья, наши советчики. Они рядом с нами в шкафах, на полках. Стоит только захотеть, протянуть руку, и поведут они нас по лесам, по морям, по разным странам. Не зря говорят: «День, прожитый без книги — потерянный день». Я надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным. А в сундучке у меня книга и портрет. Кто из вас узнал человека на портрете (показываю портрет)

- Владимир Григорьевич Сутеев.

Воспитатель: Кто такой Владимир Григорьевич Сутеев?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, Владимир Григорьевич Сутеев - детский писатель, художник, режиссер. Режиссер - это профессия человека, который создаёт фильмы, спектакли.

Воспитатель: А какие сказки Владимира Сутеева вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: а сейчас мы проверим, сможете ли вы угадать сказку по иллюстрации.

(показываю иллюстрации к прочитанным ранее сказкам, дети их называют).

Воспитатель: Молодцы с этим заданием вы справились легко. А попробуйте справиться ещё с одним заданием. Я назову первое слово в названии сказки а вы должны вспомнить полное её название, договорив второе слово.

1 «Палочка- … (выручалочка)»

2 «Мешок (яблок)»

3 «Разные … (колёса)»

4 «Умелые (руки)»

5 «Три (котёнка)»

6 «Дядя … (Миша)»

Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием справились. За это я познакомлю вас с новой сказкой Владимира Сутеева. А о ком она попробуйте отгадать.

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его.! (Петух)

Воспитатель: Правильно петух. Сегодня я вам прочитаю сказку «Петух и краски».

- Как появился петух?

- Чему удивилась собака?

- Почему опечалился петух, когда посмотрел в воду?

- Что ему посоветовала собака?

- Как помогли краски петушку?

(Повторное чтение сказки)

(Читаю сказку и во время чтения выставляю на доске картинки: петуха, щенка, краски.С помощью накладных картинок, раскрашиваю петуха).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть.

Физминутка: «Петух»

Ах, красавец- петушок!

На макушке - гребешок,

А под клювом-то бородка.

Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет.

-Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

Воспитатель: ребята, а кто из вас хочет рассказать и показать сказку.

(Дети рассказывают сказку и выкладывают её на доске) (2-3 ребёнка)

- Кто мне скажет, как называется сказка, которую я сегодня вам прочитала? Кто её написал?

Воспитатель: ребята петушки бывают разных пород и разных расцветок. Посмотрите, какие красивые петушки спрятались у нас на доске. И хохлатые, и с мохнатыми ногами, и с красивым длинным хвостом, рябенькие и разноцветные. Посмотрите у вас на столах лежат петушки. Их нарисовал мальчик Вова. Нарисовал он очень много разных петушков, но не раскрасил их. Я предлагаю вам их раскрасить, так как вам хочется. Но у меня только одно условие: петушки должны быть яркими и красивыми.

(дети раскрашивают петухов, как им хочется. По окончании, всех петухов вывешиваем на доске.)

Воспитатель: Посмотрите, сколько красивых разноцветных петушков у нас получилось. Молодцы ребята, все справились с заданием. А кто мне скажет, чем мы сегодня занимались на занятии? Чем вам больше всего понравилось заниматься?

Конспект занятия «Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

 

Цель: Знакомство детей с новой сказкой В. Сутеева.

Задачи:

Образовательные:

• Ввести в круг чтения детей новую авторскую сказку;

• Формировать основы читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, заголовок);

• Углублять знания детей о творчестве В. Г. Сутеева;

• Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение;

• Учить пересказывать отрывок из сказки, опираясь на иллюстрацию.

Развивающие:

• Развивать интерес и любовь к книге;

• Продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.

Воспитательные:

• Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Ход деятельности.

1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбку друг другу.

- А теперь, подарим свои улыбки друг другу, тем самым пожелаем добра и счастья.

2. Основная часть.

-Ребята, обратите внимание на эту выставку детских книжек. Они вам знакомы? Как вы думаете, кто их автор?

- Верно, все эти сказки написал Владимир Сутеев. Может быть, среди этих сказок есть те, которые вам особенно запомнились? Назовите их.

- Ребята, как вы догадались, о чем пойдет сегодня речь на занятии?

- А вы что-нибудь знаете об этом писателе?

-А человека, который может двумя руками одновременно творить такие чудеса, каким словом можно назвать

- Художник и писатель в одном лице - это настоящий волшебник!

Жил да был на свете волшебник - Владимир Сутеев. Он рисовал картинки для детских книжек, сочинял сказки и снимал для ребят мультфильмы. И были у него три волшебные палочки –карандаш, кисточка и авторучка. Возьмет он одну в руку – история сочиняется, возьмёт две другие- рисунок чудесный выходит, красочный. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!

Сюрпризный момент. В группу вносят посылку.

Стук в дверь. В группу вносят посылку. Ребята, давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, яблоко, мешок, гриб, палочка). Кто бы мог прислать нам эту посылку?

- Угадайте, из каких сказок эти предметы? (Дети называют сказку).

- Ребята, в нашей посылке остался еще один предмет. Посмотрите, вот он (палочка) .

- Как вы думаете, почему она среди этих вещей?

- Может быть, она волшебная? Или самая обычная?

- Какую услугу она нам может оказать?

- Эта палочка принадлежит одному из героев произведений Сутеева – ежу.

И оказывается, простая палочка может пригодиться, помочь, а как она может помочь, вы узнаете, познакомившись с произведением В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка». Послушайте текст.

Первичное слушание произведения. (С показом иллюстраций к сказке) .

Беседа.

- Понравилось ли вам произведение?

- Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку) .

- Это авторская сказка или народная? Как автор озаглавил сказку?

- Почему автор назвал свою сказку именно так?

- О ком эта сказка?

- Кто главные герои сказки?

- Кто вам понравился больше и почему? (Больше понравился ежик, потому что оказался смелым и добрым, не бросал своего друга в беде, а все время его выручал).

- Что еще вы можете сказать про Ежа? Какой он? (Вежливый, воспитанный, смелый, добрый, умный, находчивый, сообразительный)

- Почему УМНЫЙ, почему СМЕЛЫЙ, почему НАХОДЧИВЫЙ?

- А что вы можете рассказать о Зайце? Какой он? (Невоспитанный, грубый, трусливый, но благодарный).

(Дети показывают картинку с качеством, соответствующим характеристике главного героя).

- Итак, какое произведение вы слушали? (сказка “ Палочка-выручалочка” В. Сутеев) .

- Какую помощь оказывала друзьям эта палочка?

- Как назвал Еж палку в первый раз? Во второй раз? В третий? В четвертый?

Физкультминутка.

- Представьте, что у вас такая палочка. Покажите, что она скакалочка, вытягалочка, поднималочка, выбивалочка.

- Итак, какое произведение вы слушали? (сказка “ Палочка-выручалочка” В. Сутеев) .

- Я уже поняла, что сказка вам понравилась. Скажите, сколько же всего происшествий случилось с Зайцем и Ежом по дороге домой?

- Попал ли домой Заяц?

- Кто его там ждал?

- Кто же на самом деле выручал Зайца из беды, кто был его палочкой-выручалочкой?

- Изменился ли заяц, когда его выручил ежик? (Он сказал ему спасибо) .

- Что понял заяц в конце истории?

- Почему палочку зайчик назвал волшебной?

- В чьих руках простая палочка может стать волшебной.

- Так что важнее - палка или ум?

- О чем гласит эта пословица: «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»?

2-ая физминутка.

Вы, наверное, устали? Да!

И, поэтому, все встали!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

А теперь все замолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

- А как вы думаете, может быть, Еж напрасно помогал Зайцу, насмешнику и зазнайке? (Еж добрый, умный, пропуская мимо ушей обиды, «дразнил-ки», сам хуже от этого не становится. А Зайца он учит ценить добро и делать добро другим)

- Здесь уместна еще одна пословица: «Только тот и хорош по-настоящему, с кем дорога вдвое короче, а трудности вдвое легче».

- Чему учит нас сказка? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека) .

4. Работа по содержанию.

Пересказ понравившегося фрагмента сказки с опорой на иллюстрацию.

3. Итог НОД.

- Назовите заголовок и автора произведения, с которым вы познакомились.

- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

- Что главное из сказки вы для себя узнали?

- В чьих руках простая палочка стать волшебной? (У кого умная голова да доброе сердце) .

(Не только палка, но любая вещь может стать волшебной, может приносить пользу, оказывать помощь, если окажется в руках умного и доброго человека) .

- Так что важнее - палка или ум?

(Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце) .

Стихотворение для детей:

Мой добрый друг, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Помог кому-то и радуйся,

Награды не надо большей.

Дома расскажите эту сказку родным и придумайте продолжение сказки о том, как заяц использовал палочку-выручалочку.

Конспект занятия по развитию речи по сказке В. Сутеева «Под грибом»

Задачи:

- Уточнить и обогатить представление детей об авторских сказках, эмоционально реагировать на литературное произведение, развивать творческие способности детей, развивать устную речь детей, зрительную память, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, делать выводы.- Воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду, умение дружить.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»«Социализация»«Чтение художественной литературы»,

Используемые технологии: здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, релаксационная настройка, игровые, диалогические.

Методы и приемы: метод иллюстраций,  практический метод, пальчиковая гимнастика, метод беседы.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева "Под грибом".

Материалы к занятию: изображения героев сказки «Под грибом», зонтик.

Ход занятия:

(Дети садятся на стульчики) .

Приветствие:  Здравствуйте, ты скажешь человеку.

Здравствуй – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Друзья, вы любите сказки?

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Не прожить на свете нам

Без любимых книг.

К нам в гости сегодня пришла сказка…- Ребята! Наверное, многие из вас бывали в лесу? Приходишь в лес, и, кажется, что лес становится живым. Шелестят на ветру листья, покачиваются деревья. У всех лесных жителей свои дела и заботы: от большого медведя до маленького муравья. Ведь лес – это их дом и каждый в этом доме живёт по-своему… Давайте заглянем в сказку *Под грибом* и вспомним, что там происходит? Может быть, кто - то знает автора этой волшебной сказки? Написал сказку – В. Сутеев. Он сам иллюстрировал свои произведения (что такое иллюстрировал). Еще у В. Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Покажите правую ручку, а теперь покажите левую ручку. Художник и писатель в одном лице – это настоящий

На экране картинки *гриба* с героями сказки. Дети по ходу просматривания картинок рассказывают сказку.

Давайте заглянем в сказку «Под грибом», и вспомним что там происходит.

Основная часть:

(картинка гриба)

- Ребята а давайте вспомним, с чего начинается сказка?

Ответы детей: (Начинается дождик. Муравей прячется под грибок)

- А кто первый попросился к муравью под грибок?

Ответы детей: (Бабочка)

- Кто попросился вторым?

Ответы детей:(Мышка)

- Кто же попросился после Мышки?

Ответы детей: (Воробей)

- А после Воробья?

Ответы детей:(Заяц)

- А что произошло с зайцем?

Ответы детей:(За ним гналась Лиса) .

- Что удивило муравья, когда закончился дождик и они все выбрались из- под гриба?

Ответы детей:(Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а теперь все пятерым место нашлось)

- Кого увидели наши герои на шляпке гриба?

Ответы детей:(Лягушку)

Как же получилось, что с начала под грибом и одному было тесно, а потом всем пятерым места хватило?

Ответы детей: (Гриб от дождя вырос) .

- Чему учит нас сказка?

Ответы детей: (Дружбе, заботе, уважению, доброте) .

Ой, кажется, дождь начинается.

Физкультминутка «Дождик».

К нам на тонкой длинной ножке

Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге.)

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри. (Дети стоят; ритмичные приседания.)

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивание кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей

Сушит пёрышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями.)

Воспитатель открывает зонтик. «Дождик пошёл». Дети прячутся под зонтом.

Посмотрите, на что похож наш зонтик? Похож на грибок, под которым прятались герои сказки! А как называется дождь, после которого растут грибы? (грибной).

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим сказку.

Пальчиковая гимнастика:

Я корзину в лес беру, все грибы я соберу.

Удивляется мой друг, сколько здесь грибов вокруг!

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь - не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке. (Загибать все пальчики по очереди.)

Мухомор не понесу – пусть останется в лесу! (большой пальчик вниз).

Заключительная часть:

- Ребята о какой сказке мы сегодня с вами разговаривали?

Ответы детей:(Сказка «Под грибом») .

- А кто ещё раз вспомнит автора?

Ответы детей:(Владимир Григорьевич Сутеев) .

- Отлично! Наше занятие подошло к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать.

Совместная деятельность  в средней группе

 «Путешествие по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева»

 

Мир добрых сказок - добрый мир!

С творчеством советского писателя, художника, режиссера и сценариста Владимира Сутеева (1903-1993) знакомы все дети с самого раннего возраста. Именно его книжки с иллюстрациями автора очень часто становятся первыми для многих малышей. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей.

Владимиру Сутееву принадлежат полюбившиеся детям сказки «Под грибом»«Три котенка»«Цыпленок и утенок»«Разные колеса»«Кто сказал мяу»«Мешок яблок» и многие другие.

Чем же так нравятся детям сказки Владимира Сутеева? Сюжеты их просты и незатейливы, они понятны даже самым маленьким читателям. Каждая из сказок несет свет и добро, учит настоящей дружбе, порицает трусость, жадность и хвастовство. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки доброты, любви к природе, борьбы со злом, прежде всего в себе.

Владимир Сутеев был необыкновенно талантливым человеком. За свою жизнь он успел подарить маленьким читателям множество своих произведений, иллюстраций, мультфильмов. До сих пор книги с его иллюстрациями особенно любимы детьми и взрослыми. Свой чрезвычайный талант амбидекстра – одинакового и одновременного владения правой и левой рукой, Сутеев отдал на служение детям. Ведь именно для них было предназначено все его творчество и вся его жизнь.

Мы с вами познакомились с Владимиром Григорьевичем Сутеевым, с его книгами и мультфильмами.

Я хочу вам предложить путешествовать по сказкам В. Г. Сутеева.

Есть несколько островов, но они необычные, каждый остров – это сказка, где нужно проявить смекалку, знания и ваше воображение.

Начнем наше путешествие!

1-остров сказка «Яблоко»

1. Кто первым увидел на яблоне яблоко? (заяц)

2. Кто разрешил спор Зверей? (медведь)

3. Как Медведю удалось помирить Зайца, Ежа и Ворону в споре за яблоко? (Медведь предложил разделить яблоко на всех поровну)

4. Подходит ли такая пословица к этой сказке «Глупый осудит, а умный рассудит». Почему?

2-остров сказка «Под грибом»

Перечислите всех по порядку, кто приходил спрятаться под гриб? (Муравей, Бабочка, Мышь, Воробей, Заяц)

2. Почему сначала одному Муравью под грибом было тесно, а затем и остальным место нашлось? (Потому, что гриб во время дождя вырос)

3. От кого прятался под грибом Заяц? (от Лисы)

4. Какая пословица или поговорка подходит к данной сказке? (Например: «В тесноте, да не в обиде») Какая русская народная сказка похожа на эту?

(«Теремок»)

3-остров сказка «Разные Колеса»

1. Кто жил в теремке, и какими были жители теремка? (Петух, Лягушка, Еж и Мушка.Жители были дружными).

2. Как приспособили разные колеса герои сказки? (Мушка – прялочку, Лягушка - колесо к колодцу, Ежик – тачку, а Петушок - мельницу)

3. Какая пословица или поговорка подходит к данной сказке? (Например: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» и все про дружбу:

«Там, где дружат – живут не тужат».

4-остров сказка «Палочка-выручалочка»

1. Кто нашел палочку-выручалочку? (заяц споткнулся, а ёж её подобрал)

2. Как «палочка–выручалочка» помогала Зайцу и Ежу? (Еж с помощью палочки вытащил зайца из болота, сам перепрыгнул через ручей, подняли птенчика в гнездо, прогнали волка)

3. Где находилась выручалочка, по мнению Ежа? И почему? (В голове)

4. Какая пословица или поговорка подходит к этой сказке? («Видит око далеко, а ум - еще дальше»)

5-остров сказка «Мышонок и карандаш»

Что рисовал Карандаш, по мнению Мышонка? (сыр, яблоко, сардельки)

2. Как бы вы охарактеризовали Карандаша, какой он и почему? (карандаш смышленый, так как он догадался, как можно напугать мышонка и спастись от него)

3. Какая поговорка подходит по смыслу к этой сказке? («На вид простак, а в душе - хитряк»«Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу»)

6-остров «Калейдоскоп сказок»

1. Перечислите верных друзей из сказки «Кораблик».

(Цыпленок, Мышонок, Муравей, Жучок).

2. Как назывался домик, в котором жили герои из сказки «Разные колеса»(Теремок)

3. От куда появились у зверей разные колеса? (от телеги, которую оставил медведь)

4. Что связала Мушка из сказки «Разные Колеса»(варежки)

5. Кто являлся отрицательными героями из сказки «Мешок Яблок»(ворона и волк)

Вот и закончились все острова, но сказок В. Г. Сутеева еще много, с которыми мы будем знакомиться в дальнейшем.


26 июля 2022 в 15:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.