Головнина Марина Владимировна сайт воспитателя МДОАУ №107 г.Оренбург

Конспект родительского всеобуча «Я-ребенок, я имею право» 2019г.

                                                   МБДОУ№107

Родительский всеобуч «Я-ребенок, я имею право»                                        Автор : Головнина М.В.

Подготовили: Головнина М.В;  Котова С.Н. 

Г.Оренбург 2019.

Цель: повышать уровень правовой культуры родителей.
Задачи: вести психолого-педагогическое просвещение семьи через разнообразные формы работы.  довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им; пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

Подготовка к собранию:

1.  Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»,«Устав МБДОУ», «Декларация прав ребенка»

2.   Оформление наглядно-агитационного стенда«Права и обязанности родителей» 

Ведущий: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: 
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации,провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь,понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. 
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ 

Конвенция оправах ребенка.

Конвенция оправах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях,свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола,языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: 
– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц,несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту,декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ – документ,регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей.Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях«создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства(дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6); защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24); защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136); за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56); меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях,на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья,развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательному учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав МБДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса:детей, педагогов, родителей.

Конвенция оправах ребенка  — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имо отношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану  жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

– Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.

По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического,сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).

«Жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку,и вред, который эти действия наносят ему.

В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.

Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.

Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, при­водить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.

Но,вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок.

Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.

В«Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция,предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.

Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду,у них возникают трудности в создании своей семьи.

В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.

Физическое насилие –преднамерен­ное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое нака­зание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.

Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.

Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность,депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы,любви.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родите­ли целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Хочется познакомить Вас с правами и обязанностями родителей:

Права родителей

1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) формобразования и видов образовательных учреждений. 
2. На прием детей в МБДОУ в соответствии с условиями договора МБДОУ. 
3. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. 
4. На перевод ребенка, в другое МБДОУ. 
5. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с воспитателем группы или администрацией МБДОУ и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса. 
6. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц,взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое сих убеждениями. 
7. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку. 
8. Требовать соблюдения прав ребенка. 
9. На полную информацию об образовательно-воспитательном процессе в МБДОУ. 
11. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с заведующим МБДОУ. 
12. В случае конфликта между родителем и воспитателем, между воспитателем и ребенком, а также между детьми на перевод ребенка с согласия администрации в другую группу. 
13Б Оказывать материальную помощь образовательному учреждению, предусмотренным договором с МБДОУ об использовании средств. 
14. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

Обязанности родителей

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию. 
2. Обеспечивать детям до 15 лет получение основного общего образования вобщео бразовательной школе или другом образовательном учреждении. 
3. Следить за внешним видом, поведением своих детей. 
4. Интересоваться успехами и неудачами своих детей. 
5. Выполнять Договор, заключенный с образовательным учреждением. 
6. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т. д.)
7. Регулярно посещать родительские собрания, 
8. Соблюдать режим МБДОУ 
9. В случае причиненного ущерба имуществу МБДОУ родители обязаны возместить его. 
10. Своевременная оплата за содержание ребенка в детском саду.

Добрый вечер ув родители! Мы рады видеть в уютном зале нашего детского сада!

– В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей.Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Документ, в котором записаны права детей– Конвенция ООН о правах ребенка, вступила в силу 15 сентября 1990 года. 
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей,индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития. 
– Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном  факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции  о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит,  не могут реализовать их в жизни.

1.   Когда рождается на свет ребенок,

Нет для родителей дороже никого.

И смысл жизни сразу изменился -

Вы начинаете жить только для него.


2.Как хорошо, что есть права
Закон нас строго защищает
И в нём важны на все права
Они важной силой обладают

Важнейшее право, которое имеют все дети на планете, — право на жизнь.После рождения вы получили первый в своей жизни документ — свидетельство о рождении. Что записано в документе? (И.О.Ф.,гр.) Статья № 58 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребёнку право на имя.Друзья, а кто заботится о вас после рождения? Кто назвал вас вашими именами?(Родители.)

Уважаемые родители, мы предлагаем вам рассказать о происхождении имени своего ребёнка и о том, что оно означает.
Родители по очереди рассказывают,почему они выбрали именно это имя для своего ребёнка, о значении имён детей(Александр — мужественный защитник; Владимир — владеющий миром; Софья —премудрая и др.)

Спасибо за то, что все родители ответственно подошли к вопросу выбора имени своему ребёнку. Имя от рождения до самой смерти остаётся с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье. Всегда обращайтесь к ребёнку по имени. Даже в ситуации, когда мы, взрослые, порицаем детей, должны звучать детские имена, а не обидные слова: «недотёпа», «лодырь» ит.д. Каждому приятно, а особенно ребёнку, услышать в свой адрес ласковое«Солнышко», «Зайка».

Ведущий: Хочется предложить Вам поиграть с нами в игру «Я имею право».
                                                          Я имею право.

Цель: Расширить область правовых знаний детей.

Материал: набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребёнка».  Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции ООН о правах ребёнка» (ребёнок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы).Барабан «Права и обязанности» 

У каждого смайлик  красного или желтого цвета

Команда «Мудрецы»-смайлики красного цвета и команда «Знатоки»-смайлики желтого цвета.

Начнём нашу игру. 

Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражается в нём.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Мы в этом альбоме гостей принимаем,
Цветы поливаем и в игры играем,
Мы спорим, гуляем, мы дом убираем,
Друзей вспоминаем и песни поем!
Уважаемые родители, почему этот альбом семейный, о каком праве идёт речь в этом стихотворении? (О праве на семью.) Статья № 54 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребёнку право на семью. Наши дошкольники уже знают, что семья для ребёнка очень важна.
Именно в семье ребёнок получает первоначальные сведения о своих правах, затем к правовому воспитанию подключается государство (д / сад, школа, социальные объединения)
Наши ребята знают, что семьи бывают большие и маленькие, что семья — это родители, дети, бабушки и дедушки. Сейчас они расскажут о членах своих семей.

 Стихотворения детей про маму, папу,бабушку, дедушку. Право на семью.

Дети рассказывают о членах своих семей .
1-й ребёнок.
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя!
В.Руссу
2-й ребёнок.
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Е.Серова
3-й ребёнок.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно,
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, и все мне любо в ней.
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Ах, сколько эти руки чудесного творят!
Лелеют, вяжут, метят, все что-то мастерят.
Л.Квитко
4-й ребёнок.
Хоть мой дедушка седой,
Но душой он молодой!
Замечательный мой дед!
Пусть живёт ещё сто лет!

Я узнал, что у меня есть огромная семья

И травинка, и лесок, в поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это все мое, родное.  Это Родина моя.

Всех люблю на свете я.


Воспитатель: Знать все взрослые должны, что право на семью
Все вместе.   Имеем мы!
1. “Заморочки из сундучка”

В этом задании уточним или узнаем что-то новое о правах человека.

В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, и соответственно соблюдать их. В этом задании будут заданы вопросы, отвечать надо четко, громко и правильно!Я буду доставать из сундучка по очереди предметы символизирующие знакомые всем права человека.

·        Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

·        Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

·          Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

·  Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

·        Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

·        Игрушки - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка играть и отдыхать).

·        1 ребенок. Лишь появиться ребенок
2. И дышать начнет едва.
3. У него уже с пеленок
4. Веские права
5. Он имеет право жить
6. Развиваться и дружить
7. Иметь просторный, добрый дом,
8. Видеть тихий, мирный сон
9. Врачей помощь получать,
10. Обучаться, Отдыхать.
11. Быть веселым и здоровым
12. Восхищаться чем то новым
13. И любить и быть любим
Все… Он на свете не один.

Музыкальная пауза «Танец»

 2. «Гонка за лидера»

Нарушение прав литературных героев в картинках.

Музыкальная пауза «Я имею право»

3.«Собери ромашку прав и цветок обязанностей »

Песня «Я имею право быть черным и белым».

6.«Герой из мультфильмов и сказок»

1)Чебурашка «Я был когда-то странный-игрушкой безымянной» (право на имя) Назовите ласково имя вашего ребенка. И как вы его зовете дома?

3) «Львенок» «Я на солнышке лежу и ушами шевелю»Львенок, который любит отдыхать на песочке под солнышком. Он наверное оченьхорошо знаком с одним правом. (право на отдых)

Подведем итоги. Подсчитываем жетоны. У команды… но вы все молодцы! Конечно победила дружба!

 В нашей большой семье и радость и песня на всех одна. Сегодня на родительском собрании мы рассмотрели лишь некоторые права наших детей. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы.

Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите, 
Счастье, радость, заботу дарите – 
Берегите!
Берегите детей, берегите!

Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное— захотеть. Важно научить своё сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей, не нарушать их права.

Флешмоб.

24 июля 2022 в 21:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.